Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Качественная подготовка слабовидящих детей к самостоятельной жизни возможно только на основе осуществления целенаправленной коррекционной работы, которая активизирует и формирует компенсаторные возможности человека с глубокими нарушениями зрительной функции.
Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрительных нарушений, и подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от их взаимосвязи. И здесь очень важным является развитие зрения, способов зрительного восприятия, зрительной ориентации, активизации зрительных функций.
Зрительное восприятие – не только реакция на стимуляцию, но и акт на получение информации о событиях и объекты окружающего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребенка, ориентирует и регулирует его поведение.
Зрительное восприятие той или иной мере связано с вниманием, мотивацией, памятью, мышлением, эмоциями и т.п. Оно зависит от многих факторов, в частности от возраста ребенка, от наличия у него мотивации к восприятию.
Проблемы сенсорного развития ребенка изучали психологи, физиологи, педагоги Б. Г. Ананьев 1, Т.А. Власова 5, И. С. Моргулис 12, Л. Г. Пластунова 13, Б. К. Тупоногов 18 и др.
Вопрос коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения исследовали Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, Л. И. Солнцева, С. В. Сташевский и др.
Основные принципы коррекции базируются на понимании взаимоотношений общего и особенного в развитии слабовидящего ребенка: соотношении биологического и социального обучения и развития, связи первичного и вторичного дефектов, времени их образования, условий воспитания и др. Многофакторность детерминации коррекционно-воспитательного процесса определяет сложную систему обучения многогранность его структуры на разных этапах обучения слабовидящих детей. Таким образом, вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – зрительное восприятие детей с нарушениями зрения.
Предмет исследования – коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия.
Цель исследования – изучение роли и значения коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть коррекционную направленность работы с детьми с недостатками зрения.
2. Проанализировать специфику коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия.
1. Коррекционная направленность работы с детьми с недостатками зрения
1.1 Основные аспекты коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
Дефицитарное психическое развитие, связанное с первичной недостаточностью отдельных систем, имеет ряд детерминант, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики реализации педагогических условий воспитания ребенка. К числу таких детерминант относится наличие органических повреждений зрительного анализатора, которое косвенно вызывает сокращение социальных воздействий, необходимых для развития ребенка в соответствующие сенситивные для становления той или иной функции периоды онтогенеза. От биологической причины патологии зависит специфика психически познавательного, эмоционального, волевого, личностно-поведенческого развития. Не случайно те центры, консультации, комиссии, учреждения, которые должны обеспечить качественную своевременную диагностику и коррекцию развития ребенка, называются «медико-психолого-педагогические», что отражает характер их деятельности как мультидисциплинарный, системно-комплексный.
Физиологическое учения о пластичности центральной нервной системы подчеркивает ее огромные компенсаторные потенции и является естественно-научной основой прогрессивных систем работы с детьми, развитие которых требует коррекции 14, с. 33.
Медико-биологическая компетентность тифлопедагога позволяет ему решать ряд вопросов, связанных с коррекцией развития ребенка с нарушениями зрения, и включает, в частности, следующие умения:
- устанавливать и определять ведущие факторы в возникновении вторичных отклонений в развитии зрительных восприятий;
- дифференцировать по признаку глубины, времени и устойчивости нарушения зрения и на этой основе - прогнозировать развитие и социализацию ребенка;
- осуществлять анализ структуры нарушения для определения его первичных, вторичных и других признаков, взаимодействия познавательных, эмоциональных, волевых психических процессов;
- составлять индивидуальные программы коррекционно-реабилитационной работы в сочетании (при необходимости) педагогических, психологических, медицинских воздействий на ребенка 2, с. 56.
Нарушение зрительного восприятия является следствием патологии зрительного анализатора и особенностей социальной ситуации, в которой ребенок развивается, и проявляется в специфичности свойств восприятия. Так, меняется предметность восприятия; снижается точность зрительного восприятия - образы отображения обеднены, схематические, фрагментарные, не дифференцированы; возникают особенности в целостности восприятия - объекты отражение не воспринимаются как устойчивое целое, если некоторые части этого целого в данный момент отсутствуют; константа, как общее свойство зрительного восприятия, оказывается не устойчивой, отображаемые объекты не узнаются при изменении их местоположения в пространстве, а также при изменении условий восприятия; наблюдается также снижение скорости восприятия (зрительное восприятие заторможено, нарушена его симультанность узнавания нескольких признаков: формы, размера, цвета и др.) [13]. Возникают особенности познавательной деятельности детей, в частности, заторможенность в скорости приема и переработки информации различной модальности, а не только зрительной; ухудшение словесного и логического усреднения, установление неполных и неадекватных связей и отношений между отдельными блоками информации; недостаточная мотивация и целеполагание познавательной деятельности, снижена производительность спонтанного восприятия, по сравнению с целенаправленным 16, с. 180.
Вышеназванные особенности в свою очередь приводят к ограничению человека во взаимодействии с окружающим миром. Наблюдаются трудности в поиске и узнавании объектов, определении их местоположения и направления движения, в оценке расстояний и величин, пространственной ориентации и передвижении в пространстве, соотнесении услышанного с конкретными образами объектов, овладении приемами и операциями отдельных видов практической деятельности, требуют усиленного зрительного контроля. Становится понятным, что ребенок с нарушением зрения не сможет самостоятельно преодолеть все трудности в условиях образовательной интеграции и требует специальной, а именно, коррекционной помощи. В этом деле на передний план выходит необходимость связей тифлопедагогике с офтальмологией, начиная с раннего возраста. В процессе изучения особенностей психического развития ребенка с нарушенным зрением необходимо учитывать: глубину нарушения зрения, время его возникновения и качественное своеобразие зрительных восприятий; наличие у ребенка зрительных представлений, которые можно использовать для подбора стимульного материала и для сравнения при получении экспериментальных результатов; наличие сопутствующих дефектов развития, препятствующих получению адекватных результатов.
В основе принципа коррекционной направленности процесса обучения слепых и слабовидящих детей лежит учения о первичных и вторичных дефектах.
Степень и характер вторичных отклонений и общая картину аномального развития обнаруживает возникновение первичного дефекта, его глубину и качество социальной условия развития и обучения ребенка.
Наличие первичного дефекта еще не определяет важность аномального развития и не является фатальным. Влияние дефекта на развитие ребенка измеряется тем, насколько удается современными средствами наиболее полноценно обеспечить возможное для ребенка общение с окружающей средой, потому, что в основе аномального развития лежит тот или иной вид нарушения познания окружающей действительности и социального общения, то есть нарушаются те условия, которые являются решающими для развития как нормального, так и аномального ребенка 8, с. 70.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев Б.Г. Теория опущений: монография/ Б. Г. Ананьев. – Спб.: Речь, 2011. – 454 с.
2. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование /П. К. Анохин – М: Академия, 2015. – 220 с.
3. Бубнова Т.В. Формирование представлений у учащихся 6 классов школ слабовидящих и слепых детей. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд псих, наук /Т. В. Бубнова. – СПб., 2005. – 17 с.
4. Викторова О.Е. Интегрированное обучение детей младшего школьного возраста с нарушением зрения /О.Е. Викторова //Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 3 (5). – С. 112-113.
5. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии: методический материал / Т.А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Просвещение, 2014. - 175 с.
6. Выготский Л.C. О психологических системах/ Л.С. Выготский //Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. – М.: Педагогика, 2002. – C.109-131.
7. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /
В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
8. Каплан А.И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением/А.И. Каплан // Дефектология. 2000. - № 4. - С. 68-76.
9. Комарова Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т.П. Комарова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, Планета знаний, 2018. – 176 c.
10. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых/
Ю. А. Кулагин. – М.: Педагогика, 2009. – 296 с.
11. Молчанова М.А. Общие особенности обучения детей с нарушениями зрения /М.А. Молчанова//Научное мнение. – 2016. – № 8-9. – С. 64-67.
12. Моргулис И. С. Вопросы ранней компенсации и коррекции дефектов, обусловленных зрительной недостаточностью детей / И.С. Моргулис// Некоторые вопросы воспитания и лечения детей дошкольного возраста с патологией зрения. Киев, 1997. - С. 4-10.
13. Пластунова Л.Г. Особенности психического развития детей первого года жизни со зрительными нарушениями. Автореф. дис. …канд. психол. наук: спец. 19.00.04./Л. Г. Пластунова. – СПб, 2006. – 27 с.
14. Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения / А.В. Саматова. - М.: Феникс, 2012. – 332 c.
15. Саликова Ю.Г. Инновационные технологии обучения детей с нарушениями зрения/ Ю. Г. Саликова, И. Ю. Лебеденко //Инновационные технологии в науке и образовании. – 2017. – № 1-1 (9). –С. 156-158.
16. Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения. Руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы/А. В. Саматова. – М.: Феникс, 2012. – 858 c.
17. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
18. Тупоногов Б.К. Содержание и методы обучения детей с нарушениями зрения: науч.-метод. пособие / Б.К.Тупоногов. – М: АПКиППРО, 2015. – 72 с.
19. Хрестоматия по истории тифлопедагогики/сост. В.А. Феоктистова. – М: Академия, 2012. – 450 с.
20. Шачков В.В. Особенности формирования мотивации в обучении у детей с нарушением зрения/В. В, Шачков// Уникальные исследования XXI века. – 2015. – № 4 (4). – С. 74-78.
21. Шилова И.С. Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями зрения/И.С. Шилова//Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 4. – С. 593-596.